Медицинская газета,
28 июня 1996 г.
Медицинское страхование: взгляд из регионов 901 просмотр
Как уже сообщала «МГ», в Самаре состоялась расширенная коллегия Минздравмедпрома России, одним из обсуждавшихся вопросов на которой был ход реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
В Самару приехали руководители Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Федерального фонда ОМС, органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС 20 территорий.
«МГ» провела «круглый стол» на тему «Обязательное медицинское страхование в регионах». В нем приняли участие министр здравоохранения и медицинской промышленности РФ, председатель правления Федерального фонда ОМС А.Царегородцев, исполнительный директор Федерального фонда ОМС В.Гришин, начальник отдела медицинского страхования и лицензирования Минздравмедпрома России Г.Волокин, начальник управления здравоохранения администрации Самарской области Р.Галкин, министр здравоохранения Республики Марий Эл В.Рассанов, министр здравоохранения Чувашской Республики О.Шарапова, начальник Управления здравоохранения администрации Пензенской области В.Лазарев, начальник облздравотдела Курской области М.Кожухов, исполнительный директор Самарского областного фонда ОМС Г.Гридасов.
- «МГ». Наша газета уже не в первый раз собирает «круглый стол», посвященный проблемам обязательного медицинского страхования. Сегодня мы хотели бы в основном остановиться на том, как проходят реформы в регионах, с какими трудностями сталкиваются руководители органов управления здравоохранением при их проведении. Но сначала хотелось бы обратиться к Александру Дмитриевичу Царегородцеву и Владимиру Вадимовичу Гришину с просьбой дать краткий анализ состояния дел с обязательным медицинским страхованием в России и прокомментировать изменения и дополнения к Закону о медицинском страховании, которые разрабатываются по решению правительства.
А.Царегородцев. Прежде всего надо отметить, что фонды обязательного медицинского страхования оказали значительную финансовую поддержку лечебно-профилактическим учреждениям России. За 1993-1995 годы от них поступило 16,5 трлн рублей, однако финансирование отрасли даже с привлечением средств ОМС не было достаточным, так как установленный еще в 1993 году тариф страхового взноса — 3,6 проц. от фонда оплаты труда — вдвое ниже расчетного и до настоящего времени не пересматривался.
В начале апреля состоялось заседание правительства РФ, посвященное выполнению Закона о медицинском страховании. Мне пришлось отчитываться по этому вопросу, было высказано много критических замечаний в адрес и Минздравмедпрома, и отдельных регионов. Принято решение о подготовке законопроекта о внесении изменений и дополнений в Закон о медицинском страховании, который будет рассмотрен на заседании правительства в июле. Для этого была создана рабочая группа из представителей различных министерств и ведомств. Вариант нового законопроекта обсужден с участием Федерального фонда ОМС, Госкомсанэпиднадзора России, РАМН. Должен сказать, что чем больше нам приходится работать над изменениями и дополнениями к закону, тем меньше нам приходится их вносить. В общем, закон хорош, другое дело, что он не в полной мере работает. Да этого было бы, наверно, и невозможно достичь за столь короткий период, ведь для реформ такого масштаба даже развитым странам требовалось 5-10 лет.
Минздравмедпром разработал предложения о внесении изменений и дополнений в Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», предлагая не только увеличить размер страхового тарифа, но и ввести новый правовой механизм регулирования системы ОМС. Эти поправки позволят укрепить государственный контроль за средствами медицинского страхования. Предполагается ввести в качестве субъекта ОМС органы управления здравоохранением и фонды ОМС, предоставить право заниматься страховой деятельностью территориальным фондам ОМС и их филиалам.
Средства обязательного медицинского страхования, оставшиеся от оплаты медицинской помощи по программам ОМС, мы предлагаем расходовать по согласованию с органами управления здравоохранением. Кроме того, из нового законопроекта исключен раздел о добровольном медицинском страховании.
Часто спрашивают, сохранятся ли в системе ОМС страховые компании. По закону должны сохраниться. Другое дело, что требуется упорядочить их работу. На сегодняшний день в России работают свыше 600 страховых компаний, 330 из них — всего в трех городах: Москва, С.-Петербург и Екатеринбург. В остальных регионах количество страховых компаний — от нуля до четырех. Мы со своей стороны считаем целесообразным создание страховых компаний при численности населения не менее 350 тысяч, только тогда они становятся рентабельными. В других случаях было бы целесообразным возложить функции страховщика на фонды ОМС, включая их филиалы. Страховые компании, работающие в системе ОМС, не должны заниматься другими видами деятельности — добровольным страхованием, торговлей и т.д.
Мы встречаемся на территории Самарской области, рейтинг здравоохранения которой чрезвычайно высок. Это один из трех регионов, который начинал работать в новых экономических условиях В Самарскую область приезжали учиться, точно так же, как в Кемеровскую область и Санкт-Петербург. И если проанализировать, как выполняется закон о медицинском страховании в регионах, то именно на трех территориях, где внедрялся новый хозяйственный механизм, Закон реализуется наиболее правильно, последовательно и активно. Это лишний раз показывает роль подготовительного этапа. К сожалению, для внедрения нового хозяйственного механизма было взято слишком малое количество областей, и если бы тот эксперимент мы смогли тогда расширить, то и результаты внедрения медицинского страхования были бы лучше.
В.Гришин. Позволю себе выделить ряд принципиальных моментов, касающихся ОМС в нашей стране. На первом этапе, в 1993-1994 годах, когда эта система в России только создавалась, усилия Федерального фонда были направлены на укрепление и развитие материальной базы здравоохранения. Многие территории пошли по этому пути, рационально использовали средства и хорошо оснастили медицинские учреждения. Но этот этап уже закончился, ведь по Закону о медицинском страховании средства ОМС предназначены для оплаты медицинской помощи. И сегодня увлечение закупкой дорогостоящего оборудования за счет средств ОМС вызывает критические замечания в адрес фондов.
Вторая проблема — платежи на неработающее население. Не везде они перечисляются в полном объеме, а в 30 территориях они вообще не выплачиваются. Но это едва ли не единственная возможность вырвать у финансовых органов деньги на здравоохранение, тем более что территориальные органы управления здравоохранением в большинстве случаев не могут влиять на местные бюджеты. Поэтому принципиальная позиция Федерального фонда ОМС — добиваться перечисления платежей на неработающее население.
Часто поднимается вопрос о дороговизне действующей модели ОМС. Однако легко доказать, что система отнюдь не затратна, более того, она самоокупаема: так, за прошлый год сумма собранных штрафов с неплательщиков взносов (около 500 млрд рублей) почти вдвое превысила затраты на содержание фондов ОМС. Кроме того, более 400 млрд рублей получено за счет размещения средств ОМС на депозитах и в ценных бумагах. В прошлом году в 40 территориях расходы превысили доходы: им помогли выдержать «финансовый пресс» от неисполнения местных бюджетов и поступления от штрафных санкций, и размещение средств на депозитах, и субвенции Федерального фонда ОМС.
Волнует многих, и нас в том числе, расходование средств в системе ОМС. Наши данные показывают, что до 95 проц. собираемых фондами средств идет на финансирование здравоохранения. Мы продолжаем работу с органами управления здравоохранением, помогаем им. Немалые деньги направляются в лечебные учреждения, не входящие в систему ОМС (240 млрд рублей в 1995 году), на финансирование органов управления здравоохранением, куда в 1995 году направлено более 570 млрд рублей. В целом за три года на различные совместные программы с органами управления здравоохранением (приобретение техники, медикаментов, санитарный транспорт, капитальный ремонт) израсходовано 3,5 трлн рублей. Это уникальная, единственная за последнее время программа до оснащения здравоохранения, развития материально-технической базы в таких масштабах.
Сегодня на «круглом столе» представлена Республика Марий Эл, где на республиканском уровне приняты повышенные тарифы страхового взноса. Это хороший пример для подражания: ведь на федеральном уровне можно за 3,6 проц. принять минимальный размер страхового тарифа, а на территориях с учетом заболеваемости населения, экологической ситуации он может быть выше.
Встает на повестку дня объединение усилий фондов ОМС с фондами социального страхования, поскольку мы решаем аналогичные задачи. Нетрудоспособность, заболеваемость, профилактические мероприятия — это ведь все связано друг с другом. Здесь есть большие резервы, так как в фонде социального страхования зарегистрировано вдвое меньше налогоплательщиков, чем в нашем фонде. Объединение усилий может идти по путям сбора взносов, работе по медико-социальному обеспечению, профилактике.
На наш взгляд, сегодня в России нет единого порядка предоставления медицинской помощи. Не урегулированы соотношение между федеральным, территориальным, муниципальным уровнями здравоохранения, между бесплатными и платными медицинскими услугами, порядок межтерриториальных взаиморасчетов. Возможно, кому-то данный вопрос покажется сугубо теоретическим, но на самом деле это затрагивает интересы каждого гражданина, его права на медицинскую помощь.
Федеральный фонд и Минздравмедпром недавно разослали во все территории рекомендации о том, что третья статья расходов ЛПУ (хозяйственные нужды) должна оплачиваться за счет местных бюджетов, поскольку бесконтрольные цены на коммунальные услуги вынуждают нас тратить неоправданно большие средства на эти цели в ущерб оплате самих медицинских услуг. В Ростовской области были проведены подсчеты, по которым по этой статье экономится до 50 проц. средств. Необходимо также навести порядок с лекарственным обеспечением. Основное направление — контроль за ценами товаропроизводящей сети, которая вводит необоснованные надбавки и наценки. Опыт Самарской и Свердловской областей убеждает, что этим можно сэкономить до 30-40 проц. расходов на медикаменты, которые в свою очередь составляют до 20 проц. общих расходов на здравоохранение.
Представители территорий справедливо ставят вопрос о льготном налогообложении. Проведенная Счетной палатой при президенте России и Генпрокуратурой проверка показала, что налоговая служба необоснованно много берет с фондов ОМС, так как мы обладаем правами льготного налогообложения и не должны платить такие налоги, как дорожный, имущественные и т.д. У нас есть хороший пример Томского территориального фонда ОМС, который добился льгот в налогообложении, выиграв дело в арбитражном суде.
Активное участие в реализации Закона о медицинском страховании принимают профсоюзы работников здравоохранения, и мы не можем не учитывать нужд медицинских работников. На компенсацию расходов по заработной плате направили за последнее время более 300 млрд рублей.
Теперь у нас совсем иные отношения с Минздравмедпромом, и правление Федерального фонда ОМС наметило целый ряд совместных программ на этот год — охрана материнства и детства (70 млрд рублей), оказание помощи территориям, пострадавшим от чернобыльской катастрофы (25 млрд рублей), реконструкция уникального Российского ожогового центра на базе Института хирургии им. А.В.Вишневского (30 млрд рублей), реконструкция и оснащение медицинских центров Сибирского отделения РАМН (15 млрд рублей), реализация вакцинопрофилактики полиомиелита (4,7 млрд рублей), оздоровление медиков (7 млрд рублей).
Не буду останавливаться на анализе положения дел с ОМС в территориях. Наверно, об этом лучше расскажут руководители органов управления здравоохранением. Скажу лишь, что в основе должно лежать безусловное исполнение Закона о медицинском страховании.
Р.Галкин. Здравоохранение Самарской области вступило в обязательное медицинское страхование с особых стартовых позиций, отличных от большинства других регионов. Это было обусловлено работой области в условиях нового хозяйственного механизма.
Официально обязательное медицинское страхование введено в области в декабре 1993 года и осуществляется сегодня в полном соответствии с законом. Областной фонд имеет 10 филиалов, объединяющих 27 сельских районов и 8 городов области, в системе ОМС области работают 13 страховых медицинских организаций. Страхованием охвачены все категории населения. На начало второго квартала 1995 года в информационную базу внесено 87 проц. застрахованного населения области, из них 47 проц. работающих и 53 проц. неработающих. Особенность нашей области в том, что все главы администраций городов и районов наряду со страхованием неработающего населения осуществляют страхование работников органов внутренних дел. Создана информационная база плательщиков и застрахованных жителей Самарской области, при помощи которых осуществляется финансирование страховых медицинских организаций, оплата счетов медицинских учреждений.
В системе ОМС области работают 278 медицинских учреждений, в том числе ведомственные и с частной формой собственности. Это, на наш взгляд, повышает уровень конкуренции среди медучреждений и расширяет возможности граждан в получении медицинской помощи.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования разработана на основе федеральной базовой программы и включает в себя профилактику, диагностику и лечение, в том числе социально значимых заболеваний (туберкулеза, психиатрических, венерических и т.п.). Это предпринято для того чтобы не нарушать целостность отрасли, для создания единого правового и экономического режима для всех медицинских учреждений. Кстати, попытка вернуть лечение социально значимых заболеваний на бюджетное финансирование вызвала резко негативную реакцию работающих в этих ЛПУ медиков, в том числе главных врачей.
В 1995 году закончена работа по расчету стоимости территориальной программы ОМС, которая легла в основу тарифа платежа местных администраций на неработающее население. Стоимость программы ОМС Самарской области в 1995 году составила 1,2 трлн рублей, в 1996 году — 2,5 трлн рублей, а фактическое покрытие — 57,2 проц. в прошлом году и всего 37,6 проц. в первом квартале этого года. Более 1000 предприятий имеют задолженность в сумме 81 млрд рублей, причем наиболее крупным должником является АвтоВАЗ и его подразделения — 34,4 млрд рублей. Имеется задолженность по платежам на неработающее население — 112,5 млрд рублей. Территориальный фонд ОМС выставил претензии по недоимкам 32 администрациям городов и районов, выиграл три судебных процесса. Как вынужденная мера, возникла необходимость централизованного сбора платежей на неработающее население из областного бюджета.
С февраля 1995 года, по мере готовности страховых медицинских организаций, они стали включаться в процесс финансирования. 10 проц. консолидированного бюджета области остается в областном Управлении здравоохранения, 70 проц. идет в территориальный фонд ОМС, 20 — на муниципальную систему здравоохранения.
С августа 1995 года на территории области финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений стало осуществляться в полном объеме страховыми медицинскими организациями по среднедушевому нормативу на одного прикрепившегося застрахованного. Для стационарных учреждений предусмотрена оплата законченного случая на основе клинико-статистических групп по утвержденным тарифам на медицинские услуги. Тарифы включают в себя все статьи расходов ЛПУ, в том числе восполнение изношенного оборудования и сооружений.
-«МГ». Как в Самарской области реализуются права граждан на получение медицинской помощи?
Р.Галкин. В первую очередь, путем расширения перечня медицинских учреждений, участвующих в системе ОМС. Во-вторых, гражданам предоставляется право выбора медицинского учреждения первичной медико-санитарной помощи и врача. В-третьих, с введением ОМС получила развитие система вневедомственного контроля качества медицинской помощи. В Тольятти создан Центр экспертизы, который реализует государственную политику обеспечения населения гарантированной медицинской помощью. Большие надежды мы связываем с созданием в Самаре межрегионального Центра независимой экспертизы.
ОМС признано одним из авторитетных направлений развития здравоохранения области. Каким бы ни было отношение к ОМС, альтернативы ему сегодня нет. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование Закона о медицинском страховании. Мы считаем, что следует поэтапно увеличивать тариф страхового взноса до 10,9 проц. (7,2 проц. за счет работодателя, 3,7 проц. за счет работника), передать функции страхователя по обязательному медицинскому страхованию пенсионеров Пенсионному фонду, безработных — Фонду занятости и как можно скорее утвердить федеральную базовую программу ОМС.
В.Гришин. Отрадно слышать, что система ОМС признается составной частью здравоохранения, и это подтверждение той политики, которую проводил в эти годы Федеральный фонд ОМС. Я был в Самарской области в 1987 году, на заре введения нового хозяйственного механизма, и теперь вижу, какие огромные перемены произошли за это время, прежде всего в сознании людей. И это касается не только Самарской области.
Реформа проводится в первую очередь во имя пациентов, защиты их интересов. На сегодняшний день в России застраховано 108 млн человек, из них 95 млн получили страховые медицинские полисы, причем 75 проц. полисов выдано страховыми медицинскими организациями, так что они работают активно, особенно в крупных промышленных регионах. Практикуется возмещение материального ущерба, причиненного пациенту при оказании медицинской помощи. Приведу пример Кемеровской областной больничной кассы, которая за неправильное или неэффективное лечение возмещает такой ущерб в размере от 300 тыс до 10 млн рублей. Мы активно работаем с Государственной Думой и надеемся, что законы о защите прав пациента и о врачебной ответственности будут одним из основных направлений работы с пациентами.
Поддерживаю предложение о повышении страхового тарифа, в том числе за счет самих застрахованных, поскольку страхование предполагает личное участие пациента, что повышает его ответственность за свое здоровье. Можно пойти по пути отчислений от заработной платы, частичного участия в оплате первичного приема, регистрационного сбора при выдаче страховых полисов. Это не является платной медициной, напротив, наша задача — ее сокращение.
Я сторонник политики, проводимой в Самарской области по контролю за расходованием средств страховых медицинских организаций, — еженедельный отчет представителей страховых компаний о расходовании средств и финансировании медицинских учреждений. Не могу не отметить, что возросли финансовые резервы не только страховых компаний, но и лечебных учреждений — в 1,6 раза. Но в целом финансовые резервы системы ОМС за эти три года все же снизились, поэтому перед нами стоит задача рационального и эффективного расходования средств.
Всех волнует проблема сбора страховых взносов. Возьму для примера Новосибирскую область, где их собирали налоговые органы. Для этого они попросили 100 дополнительных штатных единиц, взяли с нас 1 проц. за сбор взносов, и нам неизвестно, как его расходовали. То есть накладные расходы при сборе средств через налоговые органы отнюдь не меньше, поэтому правильным путем идут Самарская область и другие территории, где страховые взносы собирают межрайонные филиалы фондов ОМС и процент сбора взносов доходит до 95 проц. (в среднем по России — 82 проц.). Мы должны знать должников среди предприятий, добиваться от них уплаты взносов.
В.Рассанов. Министерство здравоохранения нашей республики считает переход к ОМС основным содержанием реформы здравоохранения. Внедрение обязательного медицинского страхования в республике стало возможным только благодаря внедрению нового хозяйственного механизма, который мы в основном «скопировали» у наших коллег из Самарской области. Реально переход к медицинскому страхованию в Республике Марий Эл был завершен к началу 1994 года. Поначалу, вдохновленные преобразованиями в здравоохранении, мы установили тариф страхового взноса в размере 14 проц. от фонда оплаты труда, сегодня эта цифра составляет 9,63 проц. Игнорируя таким образом российский размер страховых взносов, мы ни в коей мере не претендуем на самостийность, а учитываем наши реалии: средняя заработная плата в республике вдвое ниже средней по России, а уменьшать территориальную программу ОМС не имеем права ни в юридическом, ни в моральном плане. Заглядывая вперед, хочу призвать отказаться от определения страхового тарифа в процентах от фонда оплаты труда. Возможно, лучшим вариантом будет его размер в конкретных денежных суммах, индексированных в соответствии с темпами инфляции.
Переход к обязательному медицинскому страхованию осуществляется в три этапа. 1992-1993 гг. — это период резкого рывка вперед, прежде всего в технологическом плане. Теперь у нас имеется магнитно-резонансная томография, эндоскопическая хирургия, хронический гемодиализ. В это время средства ОМС были дополнительными к бюджету здравоохранения. 1994 год — это период некоторой стабилизации, но в 1995-м и особенно в начале 1996 года здравоохранение республики вошло в тяжелейший кризис.
Особую горечь я как инициатор введения системы ОМС в нашей республике испытываю из-за того, что дополнительных средств на здравоохранение мы сейчас не получаем. Это, как я знаю из сообщений «Медицинской газеты», характерно для многих регионов. Все, что с большими проблемами собираем своими руками (а руки коллег из фонда ОМС — это наши руки), в результате из консолидированного бюджета здравоохранения изымается. Цифры у нас еще более «впечатляющие», чем у коллег-самарцев. Доля бюджетного финансирования отрасли в 1996 году сократилась более чем вдвое и составила всего 10 проц. Возникает крамольная мысль — а обоснованны ли были вообще расчеты на получение дополнительных к бюджету средств при внедрении системы обязательного медицинского страхования?
Согласен со всем, что говорил Владимир Вадимович, кроме одного. Мы как орган управления государственным здравоохранением реально держим в своих руках всю доходную часть здравоохранения, которая складывается в основном из бюджетных поступлений (менее 40 проц.), средств ОМС (60 проц.). Есть и платные услуги населению, но процент поступления средств от них незначителен. Сумма, собранная из всех этих источников, обеспечивает финансирование по 1-й, 2-й, 9-й, 10-й статьям на 66 проц. от минимального норматива. Что нам даст в такой ситуации постановление о том, что 3-я статья финансируется из бюджета? Для больного неважно, из какого источника ему оплачивается медицинская помощь. Ведь речь идет о нехватке средств вообще.
В этой связи хотел бы затронуть другой вопрос — соотношение между бюджетом и системой ОМС в выплате заработной платы. Я как руководитель Минздрава несу ответственность за своевременную ее выплату, однако реально бюджет нашей республики отвечает всего за 40 проц. зарплаты медработников. Мы до сегодняшнего дня не можем представить в Минздравмедпром России информацию о задолженности по заработной плате, поскольку не понимаем, за какую долю задолженности с нас спрашивают. Мы не можем защитить средства ОМС, поскольку практикуется их безакцептное снятие в зачет долгов за коммунальные услуги.
Наше предложение по дальнейшему развитию здравоохранения следующее: резкое увеличение роли Минздравмедпрома и территориальных органов управления здравоохранением в вопросах государственной ответственности за состояние здоровья населения. Для нас не является дискуссионным вопрос о роли и месте территориального фонда ОМС: он входит в систему органов и учреждений здравоохранения нашей республики. По-иному и быть не может, поскольку он распоряжается финансовыми ресурсами, обеспечивающими выполнение конституционной обязанности государства — бесплатной медицинской помощи населению. В системе Минздрава республики мы не собираемся создавать никаких параллельных структур по руководству системой ОМС, поскольку с этой задачей успешно справляется наш фонд.
Проблемой является то, что наряду с регулированием объема медицинской помощи в базовой программе ОМС недостаточно четко определена ответственность государства за оказание медицинской помощи населению. И если бы это удалось решить, то мы могли бы строго дифференцировать обязательства субъектов не только медицинского страхования, но и всего здравоохранения.
Несмотря на все трудности, от ОМС мы не будем отказываться, поскольку все понимаем, что альтернативы обязательному медицинскому страхованию нет.
В.Лазарев. У нас возникла серьезная проблема — в реформирование здравоохранения вмешалась прокуратура, запретившая фонду ОМС выступать в роли страховщика. И формально она права — законодательство сегодня этого не допускает. Но реальность такова, что страховые компании области (а их только шесть) не в состоянии охватить все население. По требованию прокуратуры фонд ОМС вынужден расторгать договоры, значительная часть населения оказывается незастрахованной, и лечебные учреждения попали в тупиковую ситуацию по оплате. Вот почему для нас крайне важно, чтобы на федеральном уровне было принято решение о том, чтобы продлить разрешение фондам ОМС функции страховщика.
Вторая наша проблема — платежи на неработающее население. По закону местная администрации обязана их перечислять в фонд, но зачастую делать это не считает нужным. И если к работодателю, имеющему на счету деньги, но не перечисляющему взносы в фонд ОМС, мы можем применять штрафные санкции, то с администрацией ничего сделать нельзя. Конечно, есть вариант обращения в суд, но разве на это пойдет руководство фонда, назначаемое и подчиненное администрации? К тому же имеется противоречие между Законом о местном самоуправлении, по которому местная администрация отвечает за финансовую политику на своей территории, и Законом о медицинском страховании. На мой взгляд, эту проблему можно было бы решить путем безакцептного списания задолженности местных бюджетов в фонды ОМС.
Не могу не отметить и положительного момента — преодолен раздрай между министерством и федеральным фондом. Их разные подходы к реформе не могли не отразиться на территориях. И меня удовлетворило, что сегодня министр высказался совершенно четко: обязательное медицинское страхование в России развиваться будет.
В.Гришин. Да, система ОМС и, соответственно, здравоохранение в прошлом году недополучили от местных администраций около 1,5 трлн рублей. Поэтому мы добиваемся, чтобы у нас была такая же вертикальная подчиненность, как в Пенсионном фонде. Мы не стремимся к распоряжению средствами территорий, но у федерального фонда должно быть право подать в суд на местные администрации, уклоняющиеся от уплаты взносов на неработающее население. Мы можем делать это совершенно спокойно, не боясь никаких негативных последствий для себя.
М.Кожухов. Мы говорим об изъятии средств из местных бюджетов на неработающее население, но ведь есть и предприятия-монстры, отказывающиеся от платежей в фонды ОМС, такие, как наша Курская АЭС, которая задолжала 15 млрд рублей. Позиция ее руководства очень простая — не платили и платить не будем. Как бороться с такими предприятиями? В.Гришин. Добиваться погашения долгов через арбитражный суд.
Г.Гридасов. Можно бороться и с монстрами. Есть традиционные подходы: мы работаем с комитетом по банкротству, и есть прецеденты, когда в результате арбитражного разбирательства добивались перечисления тех средств, которые нам положены. Можно пойти и нетрадиционным путем. Законом о медицинском страховании между страхователем и страховщиком определены отношения сторон. Могу привести пример АвтоВАЗа, который отказался от уплаты налогов, в том числе и в фонд ОМС. Но на конференции трудового коллектива завода по инициативе страховщика было принято решение обязать совет директоров погасить долги перед фондом ОМС.
Прав министр здравоохранения Республики Марий Эл — здравоохранение действительно не получило дополнительных средств от введения ОМС, и по доходам все вернулось на круги своя. Сейчас идет борьба между отраслями внутри государственной системы. Есть промышленное, аграрное лобби, которые защищают интересы своих отраслей. Как результат, в нашей области удельный вес расходов на здравоохранение неуклонно, год за годом падает. Но в абсолютном исчислении в 1995 году по сравнению с 1994 годом мы сумели сделать скачок по финансированию отрасли в 2,5 раза, что превышает темпы инфляции.
Реально ждать результатов от обязательного медицинского страхования надо через 8-10 лет, когда будет включен основной фактор — личностный. Но уже то, что нас допустили в святая святых, к работе в качестве специализированной налоговой инспекции, — это уже прорыв в гражданско-правовых отношениях. Теперь здравоохранение знает, сколько ему должны, о чем раньше приходилось только мечтать: если бюджет не выполнялся, то деньги на следующий год не восполнялись. А мы знаем тех, кто нам должен с 1994 года, и всеми силами добиваемся уплаты долгов. И не без успеха.
О.Шарапова. Все же не надо забывать о том, что Самарская область входит в число немногих регионов России, которые являются донорами. Действительно, самарское здравоохранение у нас в России считается одним из лучших, но это во многом связано с тем, что область недотационная. А вот наша республика полностью дотационная, и те промышленные предприятия, которые раньше работали и приносили в бюджет деньги, теперь остановлены, некоторые признаны банкротами. И в этих условиях трудно добиться того, чтобы здравоохранение работало на определенном уровне. Мы пытаемся решить финансовые проблемы путем сокращения числа коек: за два года около 2 тысяч коек переведены в социальные.
Второй вопрос, который бы хотелось затронуть, касается платежей на неработающее население. На сегодняшний день мы их перечислять не можем по ряду причин. У нас в республике идет в основном вексельное обращение, и поток денежных средств очень мал. Но векселями ведь не расплатиться за лекарства, они годятся только для погашения задолженности за коммунальные услуги. Волей-неволей приходится идти на бартер, если долги фонду ОМС тянутся годами. Берем долги тракторами, изделиями химической промышленности, направляем все это в другие регионы, покупаем там лекарства.
Мы, руководители органов здравоохранения, очень озабочены сложившимся положением. Задолженность по здравоохранению в нашей республике составляет 54 млрд рублей, и это при том, что мы получаем все то, что предусмотрено бюджетом. Если такое же финансирование будет и дальше, то в конце года долги дойдут до 100 млрд. Чтобы освободиться от них, надо закрыть около 7 тыс коек, но за этим тут же последует сокращение финансирования. Наше предложение состоит в том, чтобы здравоохранение финансировалось не по коечному фонду, а на душу населения. Сейчас расходы на одного жителя в регионах сильно различаются.
Г.Волокин. Коллегия Минздравмедпрома еще раз подтвердила необходимость дальнейшего развития медицинского страхования. Да, есть проблема платежей на неработающее население. Законом предусмотрено, что администрация должна их вносить, и две трети российских территорий это делают. Остальные 30 страхуют только работающее население. По-видимому, страхование неработающих все же надо осуществлять, хотя я отдаю себе отчет, что ситуация в регионах разная.
В.Рассанов. Мы на уровне марийского правительства приняли решение отдавать в фонд ОМС на страхование неработающего населения достаточно символическую сумму, чтобы показать нашим предприятиям, что республика финансирует медицинскую помощь и неработающему населению. Если же направлять в фонд ОМС сумму, адекватную потребностям неработающего населения в медицинских услугах, то мы будем вынуждены закрыть всю бюджетную сферу здравоохранения, не входящую в систему обязательного медицинского страхования.
А.Царегородцев. После нашего обмена мнениями может сложиться впечатление, что в России большое количество территориальных моделей ОМС. Это неправильное понимание вопроса: просто во многих территориях не в полной мере реализуется Закон о медицинском страховании. Кроме того, есть проблема несогласованных действий руководителей территориальных фондов ОМС, органов управления здравоохранением, руководителей лечебных учреждений. Справедливо подчеркивалась важность согласованной политики, проводимой Минздравмедпромом и Федеральным фондом ОМС. Здесь как нигде важна согласованность действий на всех уровнях. Иначе дело с места не сдвинется, подобно возу, который тянули три известных персонажа.
- «МГ». Наш «круглый стол» показал, что на федеральном уровне такая согласованность, в отличие от прошлых лет, есть. И это хороший пример для всех российских регионов.
Подготовил Ф.СМИРНОВ
Вся пресса за 28 июня 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Лица, Мероприятия, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
Агентство городских новостей Москва, 27 декабря 2024 г.
В НСИС разъяснили порядок учета электромобилей страховщиками
|
|
Бизнес-новости Республики Коми, 27 декабря 2024 г.
Премия по ОСАГО в России снижается, а выплаты растут
|
|
Аргументы и факты-Томск, 27 декабря 2024 г.
Мошенники из Томска и Новосибирска обманули страховщиков на 4,5 млн рублей
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 27 декабря 2024 г.
«Заплатят пассажиры»: Перенаправление самолета обходится компаниям в миллион рублей
|
|
Караван+Я, Тверь, 27 декабря 2024 г.
У страхования показатели велики
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Прорвались. Прорвемся...
|
|
РИА Томск, 27 декабря 2024 г.
Томские суды рассмотрят дела о 13 автоподставах, ущерб – более 4,8 млн
|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 27 декабря 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года жители Тверской области приобрели более 583 тысяч страховых полисов
|
|
Ивановские новости, 27 декабря 2024 г.
В Иванове страховая компания требовала взыскать средства с виновника ДТП без необходимых доказательств
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 декабря 2024 г.
ДМС пришло в регионы
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Как изменятся платежи за ОСМС в 2025 году
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Компании с госучастием нарастили расходы на ДМС в 2024 году
|
|
Доступ, Челябинск, 27 декабря 2024 г.
Челябинцев предупредили об автоподставщиках: часто используют праворульных «японцев»
|
|
ПензаИнформ, 27 декабря 2024 г.
Осужден бывший инспектор ГИБДД, помогавший депутату-нарушителю
|
|
РИА Новости, 27 декабря 2024 г.
На высокотехнологичную медпомощь дополнительно выделят 2,9 миллиарда рублей
|
|
Коммерсантъ-FM, 27 декабря 2024 г.
Автомобили укатываются со двора
|
|
Банки.ру, 27 декабря 2024 г.
Рейтинг страховых компаний. Ноябрь 2024 года
|
 Остальные материалы за 27 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|